ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Видеоролики по вопросам противодействия преступлениям и правонарушениям,
совершаемым с использованием информационных технологий,
подготовленные Дальневосточным юридическим институтом (филиалом) Университета прокуратуры Российской Федерации
https://disk.yandex.ru/i/VieGq2HBFI9bcg
(звонок из службы безопасности банка)
https://disk.yandex.ru/i/I06gdo2qjz7PAQ
(Мошенническая схема «Электронные письма, сообщения и звонки от имени различных фондов)
https://disk.yandex.ru/i/VgQM6cWLVCat8g
(Мошенническая схема «Игра на бирже)
https://disk.yandex.ru/i/WaxOnz8zzDpXQQ
(Звонок от сотрудника правоохранительных органов)
Прокуратура Красноперекопского района города Ярославля
ИНФОРМИРУЕТ
Памятка
Что нужно знать, чтобы не стать жертвой
телефонного мошенничества
Наиболее распространенные схемы телефонного мошенничества:
1. СМС или звонок из банка о блокировке карты.
Вам приходит сообщение о том, что банковская карта заблокирована. Предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации.
Когда Вы звоните по указанному телефону, Вам сообщают о том, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой, а затем просят сообщить номер карты и ПИН-код для ее перерегистрации, либо дойти до ближайшего банкомата и следуя «подсказкам» оператора самостоятельно разблокировать карту.
Как обезопасить себя. Не торопитесь немедленно выполнять требования лица, представившегося сотрудником банка. Свяжитесь со службой поддержки клиентов самостоятельно. Скорее всего, Вам сообщат, что никаких сбоев и блокировок не происходило.
2. Несчастный случай с родственником.
Мошенник представляется сотрудником полиции (следователем, врачом и т.д.) и сообщает, что Ваш родственник задержан за совершение преступления, попал в ДТП или в больницу и срочно требуются деньги для «решения» вопроса или срочной операции.
Злоумышленник может знать имя и другие данные родственника (узнав их, например, в социальные сети), может даже дать поговорить якобы с пострадавшим.
Мошенник держит взволнованную жертву в напряжении, не дает повесить трубку, чтобы подумать и разобраться в ситуации, строго убеждает, что деньги нужны без промедлений и на улице ждет «курьер» (сообщник мошенника), который готов забрать деньги.
Как обезопасить себя. В случае поступления подобного звонка не поддавайтесь панике, не давайте себя торопить, при возможности свяжитесь с родственником или спросите в каком отделе полиции/больнице он находится, чтобы позвонить туда. Запомните, что срочное требование денег ввиду экстренной ситуации – верный признак мошенника.
Отметьте в телефонной книжке мобильного телефона номера всех родственников, друзей и знакомых; не реагируйте на SMS без подписи и к звонкам с незнакомых номеров.
3. Внезапный выигрыш.
На мобильный телефон абонента звонит якобы представитель оператора связи, сотрудник банка или любой компании и поздравляет с крупным выигрышем (деньги, автомобиль, квартира) в розыгрыше, организованном среди клиентов, а также сообщает номер «отдела выдачи призов».
Перезвонившему абоненту отвечает «сотрудник» отдела и подробно объясняет условия розыгрыша, убеждает в честности акции и сообщает условия получения приза. Разумеется, чтобы получить приз нужно внести немалый залог, который и станет добычей мошенника.
Стоит насторожиться даже если требования «отдела выдачи призов» не выглядят подозрительными, например, просят внести на свою банковскую карту крупную сумму денег, чтобы банк убедился, что у Вас есть деньги для оплаты налога на выигрыш. Возможно, злоумышленники давно получили доступ к Вашей карте и лишь ждут появления на ней крупной суммы денег.
Как обезопасить себя. Если Вы узнали о проведении лотереи только в момент «выигрыша», и при этом ранее Вы не заполняли заявку на участие в ней и никак не подтверждали свое участие в розыгрыше, то, вероятнее всего, Вас пытаются обмануть. Оформление документов и участие в таких лотереях никогда не проводится только по телефону и Интернету.
4. Акции оператора сотовой связи.
Вам поступает сообщение об акции, проводимой его мобильным оператором. По условиям «акции», Вы до конца недели (месяца, года, жизни) получаете возможность осуществлять бесплатные звонки по стране и для этого необходимо всего лишь отослать в службу информационной поддержки (телефоны прилагались в sms-сообщении) коды нескольких карт оплаты. После чего потом выясняется, что оператор рекламных акций не проводил, а карты оплаты пополнили счета мошенников.
Как обезопасить себя. В случае поступления подобного сообщения в первую очередь перезвоните своему мобильному оператору для уточнения правил акции, новых тарифов и условий разблокирования, якобы, заблокированного номера.
5. Компенсация за лекарственные препараты.
Через некоторое время после осуществления Вами заказа по почте лекарственного препарата поступает звонок по телефону и неизвестный (якобы представитель министерства здравоохранения, налоговый инспектор либо сотрудник правоохранительных органов) сообщает, что приобретенный препарат якобы оказался подделкой и покупателю положена компенсация в размере от 150 тысяч рублей и выше. Чтобы получить эти деньги необходимо заплатить подоходный налог с суммы, в связи с чем злоумышленник указывает номер счета, на который необходимо перевести деньги. В результате покупатель лишается крупной суммы денег.
Как обезопасить себя. В случае поступления подобного звонка необходимо прекратить телефонный разговор, после чего позвонить в ту организацию, представителем которой представился мошенник, в целях уточнения информации.
6. Телефонные вирусы.
На телефон абонента приходит сообщение следующего вида: «Вам пришло MMS-сообщение. Для получения пройдите по ссылке…». При переходе по указанному адресу на телефон скачивается вирус и происходит списание денежных средств с вашего счета.
Другой вид мошенничества выглядит так. При заказе какой-либо услуги через якобы мобильного оператора или при скачивании мобильного контента абоненту приходит предупреждение вида: «Вы собираетесь отправить сообщение на короткий номер …, для подтверждения операции, отправьте сообщение с цифрой 1, для отмены с цифрой 0». При отправке подтверждения, со счета абонента списываются денежные средства. Мошенники используют специальные программы, которые позволяют автоматически генерировать тысячи таких сообщений. Сразу после перевода денег на фальшивый счет они снимаются с телефона.
7. Ошибочный перевод средств.
Вам приходит SMS-сообщение о поступлении средств на счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод» либо с терминала оплат услуг. Сразу после этого поступает звонок, и Вам сообщают, что на Ваш счет ошибочно переведены деньги и просят вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом» либо перевести на «правильный» номер. Вы переводите, после чего такая же сумма списывается с Вашего счета.
Чтобы во второй раз списать сумму с Вашего счёта, злоумышленник использует чек, выданный при переводе денег. Он обращается к оператору с заявлением об ошибочном внесении средств и просьбой перевести их на свой номер. То есть первый раз Вы переводите деньги по его просьбе, а во второй раз он получает их по правилам возврата средств.
Как обезопасить себя. Советуем Вам не поддаваться на обман. Если Вас просят перевести якобы ошибочно переведенную сумму, напомните, что для этого используется чек. Отговорка, что «чек потерян», скорее всего, свидетельствует о том, что с Вами общается мошенник.
Что нужно знать про безопасное использование банковской карты, чтобы не стать жертвой телефонного мошенничества
- Никогда и никому не сообщайте ПИН-код Вашей карты и пароли из СМС-сообщений от банка. Ни сотрудники банка, ни любой другой организации не вправе требовать их. Относитесь к ПИН-коду и паролю из СМС как к ключам от сейфа с вашими средствами.
- При возникновении каких-либо подозрений в мошенничестве связывайтесь с клиентской поддержкой банка, номер телефона которой сохраните заранее.
- С осторожностью относитесь к предоставлению реквизитов своей банковской карты посторонним лицам (см. изображение ниже).
Ответственность за телефонное мошенничество.
Если телефонные мошенники все же сумели завладеть вашими деньгами, то вопрос о привлечении их к уголовной ответственности будет решаться по нормам статьи 159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество). При этом сумма материального ущерба должна составить свыше 2500 рублей. Если же сумма ущерба будет, ниже – ответственность наступает по статье 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Мелкое хищение». Своевременное обращение в правоохранительные органы может помочь другим людям не попасться на незаконные уловки телефонных мошенников.
Памятка родителям о безопасном интернете
Модульньная программа культурно-воспитательных мероприятий
ПАМЯТКА «Как не стать жертвой мошенников в сфере кредитной кооперации?»
Будьте внимательны и осторожны!
Локальные нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся |
Документы по информационной безопасности в средней школе № 32
Положение об информационно-образовательной среде в средней школе № 32
Положение о защите и обработке персональных данных в средней школе №32
Программа обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве в школе №32
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О РАЗМЕЩЕНИИ НА ИНФОРМАЦИОННЫХ СТЕНДАХ, ОФИЦИАЛЬНЫХ
УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ИНФОРМАЦИИ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"
Приложение № 2 (для обучающихся)
Алгоритм (порядок) действий при выявлении противоправного контента в сети «Интернет»
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.06.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, Роскомнадзором России разработан алгоритм (порядок) взаимодействия заинтересованных органов при выявлении противоправного контента в сети «Интернет».
Информационные материалы:
- информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
- процедура направления и рассмотрения сообщения по вопросу ограничения доступа к запрещенной информации, размещенной сети «Интернет»;
«Сообщить о противоправном контенте») https://www.edu.yar.ru/safety/
В случае выявления в сети «Интернет» материалов с признаками запрещенной информации следует пользоваться этим алгоритмом.
Родителям (законным представителям) обучающихся |
Инструктаж для родителей по мерам безопасного использования Интернет
Обучающимся |
Детские безопасные сайты |
-
Детский сайт Твиди.
-
Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет.
-
Подсказки и советы, которые помогут детям пользоваться Интернетом безопасно.
-
Интерактивная игра «Джунгли Интернета»
-
Ребенок в сети.
-
Презентация о безопасном использовании сети Интернет для школьников.
-
Практические советы и рекомендации, которые помогут школьникам быть осторожным при использовании Интернета.
-
Римская группа
-
Конфликты и происшествия
-
Интерактивный курс «Основы безопасности в Интернете для молодежи».
-
Презентация о безопасном использовании сети Интернет для школьников.
-
Практические советы и рекомендации
Много интересных материалов по данной тематике Вы можете найти на сайтах
- Подросток и закон (раздел «Интернет-угрозы») http://podrostok.edu.yar.ru/safety/index.html
- Центр безопасного интернета в России (сайт рекомендован Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка) http://www.saferunet.ru/ruaoi
- Лига безопасного интернета. Энциклопедия безопасности http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security
- Сетевичок.рф Проводник в мире интернета http://сетевичок.рф
- WWW.I-DETI.ORG Безопасный интернет для детей: законодательство, советы, мнения, международный опыт http://i-deti.org/
- Управление «К» МВД России http://mvd.ru/mvd/structure1/Upravlenija/Upravlenie_K_MVD_Rossii
Памятка «Управление «К» предупреждает: будьте осторожны и внимательны!» http://mvd.ru/mvd/structure1/Upravlenija/Upravlenie_K_MVD_Rossii/Pamjatka_Upravlenie_K_preduprezhdaet
Так, например, на сайте «WWW.I-DETI.ORG Безопасный интернет для детей» в разделе «Видео» (http://i-deti.org/video/) размещена подборка обучающих и развивающих видеоматериалов, которые помогут детям получить представление о приемлемых моделях поведения в Интернете. Все представленные здесь видеоролики в простой и доступной форме информируют юного пользователя сети о всевозможных аспектах взаимодействия с другими пользователями Интернета, о неоднозначных и затруднительных ситуациях, которые могут возникнуть во время пребывания в виртуальном пространстве, о том, как можно решить те или иные проблемы и куда можно обратиться в случае столкновения с недоброжелательностью и нарушением законов об информационной безопасности.
Детские безопасные сайты |
Педагогическим работникам |
email: helpline@detionline.com.
-
Круглосуточная «Горячая линия» Центра безопасного интернета
-
Материалы Корпорации Microsoft «Семейная безопасность».