Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 32 имени В.В. Терешковой"

Учитель- дефектолог Меледина Кристина Юрьевна

Режим работы: понедельник - пятница 10.00-15.30

Консультационный час: пятница с 10.00 до 11.00 по запросу

Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

Целью работы является коррекция пробелов в развитии.

Задачи:

  • диагностика ребенка;
  • составление индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы; 
  • отслеживание соответствия выбранной программы уровню развития ребенка;
  • проведение индивидуальных  занятий, обеспечивающих усвоение программного материала, перенос сформированных на занятиях умений и навыков в другие виды деятельности; 
  • консультирование педагогов и родителей;

 

Направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

1.      Сенсорное и сенсомоторное развитие
  • Развитие мелкой моторики рук
  • Развитие координации движения кистей рук
  • Формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • Активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.


Как можно дома разивать сенсомоторику ребенка?

2. Формирование пространственных представлений
  • формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
  • формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
  • формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
  • развитие пространственного праксиса;
  • развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.


Пример рекомендуемых упражнений для формирования пространственных представлений

 

3. Умственное развитие
  • развитие слуховой, тактильной, зрительной памяти
  • развитие концентрации, устройчивости и переключения внимания
  • развитие вербального и невербального воображения
  • развитие навыкоу анализа, синтеза, исключения, классификации
  • развитие зрительного и слухового восприятия

 

Пример дидактических игр для развития высших психических функций

4. Нормализация ведущей деятельности возраста
  • формирование приемов учебной деятельности (действовать по образцу, следовать указаниям, работать по алгоритму)
  • формирование функции программирования и контроля собственной деятельности;
  • формирование желания довести работу до конечного результата;

 

Что такое "Ведущий вид деятельности?"

5. Формирование представлений о предметах и явлениях
  • развитие представлений об основных свойствах предметов;
  • формирование конкретных представлений и понятий о предметах окружающей действительности (обучение способу анализа объектов);
  • формирование элементарных понятий на основе обучения способам словесного обобщения и классификации;
  • обогащение словаря и развитие связной речи на основе наблюдений и предметно-практическоq деятельности.

 

6.Обогащение словаря и развитие связной речи

 

  • формирование умения составлять описательные рассказы по памяти и с использованием сюжетных картинок;
  • формирование обобщения и классификации предметов по общим признакам и назначениям;
  • формировать умение узнавать предмет по описанию
  • учить составлять предложение-описание;
  • формирование умения составлять рассказ-сравнение  по предметной картинке;
  • формирование умения составлять рассказ с заданными словами и с определенным количеством слов.

 

7. Готовность к восприятию учебного материала
Этот блок направлен в основном на учащихся 1-х классов. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.
8. Формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала
  • регуляция простейших двигательных актов;
  • формирование умения ориентировки в задании;
  • формирование умения планирования этапов выполнения задания;
  • формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
  • формирование умения осуществлять словесный отчёт о совершаемом действии и результате.