Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 32 имени В.В. Терешковой"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель – логопед  Дьячкова Алена Сергеевна

Режим работы: понедельник- пятница 10.00-14.30

Консультационный час: понедельник с 9.00 до 10.00 по запросу

На логопедические занятия зачисляются дети, имеющие заключение ПМПК (Психолого-медико-педагогической комиссии), с рекомендациями занятий с учителем-логопедом.

Диагностика детей проводится два раза в год: в начале года - с 01 сентября по 15 сентября, и в конце года - с 15 мая по 30 мая.

Основные формы занятийиндивидуальные и подгрупповые (по 2-3 человека).

Продолжительность индивидуальных занятий составляет 30 минут, подгрупповых — 40 минут.

   Основное направление работы учителя-логопеда в школе – это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Цель работы логопеда: оказание помощи, направленной на преодоление нарушений устной и письменной речи у учащихся, в освоении ими общеобразовательных программ.

Задачи логопеда:

  • осуществлять диагностику речевого развития детей;

  • определять уровень сформированности компонентов речи детей;

  • наметить подгрупповые и индивидуальные планы коррекции и компенсации речевых дефектов с учётом их структуры и степени тяжести;

  • способствовать развитию детей для успешного освоения ими образовательной

  • распространять логопедические знания среди педагогов и родителей.

 

Причины нарушения речи

В настоящее время в школу приходит все больше детей с различными речевыми нарушениями. Причины речевых нарушений можно разделить на группы: внутренние и внешние.

Внутренние  причины речевых нарушений те, которые воздействуют на плод во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения (заболевания матери во время беременности, асфиксия плода, родовые травмы и т.д.)

Внешние  причины речевых нарушений обусловлены факторами, воздействующими на ребенка в первые годы жизни (инфекционные заболевания, ушибы головы, различные психические травмы, недостаток речевого окружения, общая физическая слабость и т.д.).

   Нарушения речи у школьников связаны с разными причинами, имеют различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.

Иногда у школьников отмечаются бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, несформированность звукопроизношения, неполноценность фонематического восприятия. Это приводит к тому, что ребенок не может четко, полно и правильно излагать мысли.

Некоторые недостатки речи могут быть вызваны болезненными явлениями: неправильное строение или нарушение подвижности органов речи, снижение слуха или зрения, нарушения нервной системы у ребенка. В других случаях недостатки речи являются следствием педагогической запущенности: с ребенком мало общались, окружающие близкие имеют плохую речь, на нарушение не обращали внимания, считая его обычной «детскостью» речи.

 

Речевая готовность первоклассника

Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы. Нарушения речи бывают двух видов: нарушения устной речи (как ребенок говорит) и нарушения письменной речи (как он пишет).

Что включает в себя «речевая готовность»?

 

Сформированность устной речи, которая включает в себя

1.Слуховое восприятие и слуховая память. Дети должны уметь слушать и слышать других.

При несформированности данных умений, возникают трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

 

2.Звуковая сторона речи. Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи

на слух, является необходимым условием для освоения письма. Ребенок должен четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью.

 

3.Функции языкового анализа. Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения.

 

4.Лексическая сторона речи (словарный запас). Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

 

5. Грамматическая сторона речи. В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова.

 

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

 

6. Связная речь. Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

 

          7.Сформированность высших психических функций (внимания, памяти, мышления)

          8. Развитие зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Таким образом, речевая готовность первоклассника является необходимым условием развития письменной речи, так как письмо является отражением устной речи.

 

Несформированность даже отдельных компонентов речи отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

На что нужно обратить особое внимание родителям первоклассника:

- если Ваш ребенок левша.

- если он – переученный левша.

- если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

- если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

- если в семье говорят на двух или более языках.

- если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу

Чем раньше выявиться нарушение и начнется коррекционная работа, тем благоприятней будет дальнейшее психическое и речквое развитие ребенка! Главное помнить, что речевое нарушение – это состояние, для которого требуется тесное сотрудничество логопеда, родителей, учителей и обучающегося. Ежедневные, даже 5 – 10 минутные спеицальные занятия вскоре дадут свои результаты!

Ассоциация родителей детей и взрослых с дислексией «Ассоциация дислексии»

Основные артикуляционные упражнения, которые помогут Вашему ребенку укрепить мышцы речевого аппарата: