Страница обновлена 15.11.2018

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 32 имени В.В. Терешковой»

 

Проект

муниципальной инновационной площадки

«Проектные формы учебной работы  как средство  организации образовательной деятельности детей с ОВЗ в системе классов инклюзии»

 

 

1. Перечень приоритетных направлений инновационной деятельности в муниципальной системе образования г. Ярославля, на решение которых направлена реализация проекта.

Реализация проекта «Проектные формы учебной работы  как средство  организации образовательной деятельности детей с ОВЗ в системе классов инклюзии» направлена на решение следующих приоритетных направлений инновационной деятельности в муниципальной системе образования города Ярославля как:

- Развитие инклюзивного образования, образования детей с ОВЗ.

-Внедрение современных образовательных технологий в образовательной процесс.

2. Обоснование актуальности и инновационности проекта.

Современное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие системы инклюзивного образования в России становится одним из приоритетных в образовательной политике государства.

Образование сегодня проявляет интерес к проблеме детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Становится важным организация сопровождения в системе инклюзии, обучение и развитие детей с ОВЗ в соответствии с их образовательными потребностями. В школьной практике постепенно возникает необходимость формирования нового типа педагогической деятельности, направленной на коррекционно-развивающее обучение детей, характеризующей изменения на основе разработки и введения, адаптированных программа личностно-ориентированного обучения.

Признание права любого ребенка на получение достойного образования, отвечающего его образовательным потребностям и отражающее возможности развития, определило важные ориентиры и инициативы новой образовательной политики. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определила один из приоритетов: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов…». В соответствии с Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования – 2020» «доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, должна составить 70% к 2016 год, а доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях, 70% к 2020 г.» Такая ситуация влечет за собой нужность организационно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы.

Признание государством необходимости создания адекватного образовательного процесса и ценность социальной интеграции для детей с ОВЗ обусловило введение инклюзивного образования.

Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартам программ с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ОВЗ – получение социального и образовательного опыта вместе со сверстниками.

Инклюзивное образование в настоящий момент имеет ряд нормативно-правовых, финансово – экономических, организационно – методических ограничений.

Первая группа ограничений связана с недостаточно полной разработанностью нормативно-правовой базы инклюзивного образования детей с ОВЗ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. На данный момент разработаны статьи ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, разработаны федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования для детей с ОВЗ, но остаются вопросы регулирующие деятельность самой системы инклюзивного образования на уровне школ.

Вторая группа ограничений объясняется дефицитом финансирования образовательных учреждений. Ограниченность или отсутствие субсидий, выделяемых школам на развитие системы инклюзивных классов, существенно затрудняет создание специальных условий соответствующих образовательным потребностям детей с ОВЗ. В то же время, переход образовательного учреждения на инклюзивное обучение детей с ОВЗ требует значительного дополнительного финансирования как на совершенствование материально-технической базы учреждения, таки на заработную плату и повышение квалификации педагогов.

Третья группа ограничений связана с необходимостью учета специфики индивидуальных особенностей детей с ОВЗ при организации образовательного процесса в условиях стандартизации и регламентации образования в целом. Эффективная инклюзия предполагает разработку индивидуальных вариативных учебных планов, и адаптированных программ на основе государственных стандартов, их организационное и методическое обеспечение.

Ограничения в социальной недостаточности и жизнедеятельности детей с ОВЗ напрямую связаны не с первичным биологическим неблагополучием, а с его «Социальным вывихом» (метафора Л.С. Выготского). Ограничения в развитии приводят к его выпадению из социально и культурно определенного образовательного пространства. В силу этого ребенок с ОВЗ помимо характерных для их сверстников познавательных интересов и образовательных потребностей имеют специфические потребности обучения.

Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья состоит во всестороннем развитии личности, которое складывается не только из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять все потенциальные возможности конкретного ребенка.

Знаменитые психологи П.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин в качестве доминирующей стороны в развитии личности считали социальный опыт. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их потенциальных  способностей, формирование качеств личности. В процессе социализации актуализируется опыт ранних этапов онтогенеза, связанных с формированием психики и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания и взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности. Для этого применяются, в том числе, различные формы организации учебной  и внеурочной деятельности, например проектные.

В ходе внедрения проектных форм учебной деятельности,  обучающиеся с ОВЗ получат возможность наравне с остальными детьми классов инклюзии освоить формы взаимодействия, позволяющие эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, продуктивно общаться в различных коллективах, разнообразно применяя сформированные навыки.

Проектные формы учебной деятельности предполагают использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно – ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами.

Принцип детоцентризма. В центре творческой деятельности – ученик, который проявляет свою активность. В проектном обучении у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность.

         Принцип кооперации.  В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности.

         Принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый ученик имеет возможность применить уже имеющиеся у него знания и опыт.

         Принцип учета индивидуальности ученика. Темперамент, темп работы, уровень обученности, собственные интересы.

         Принцип свободного выбора: темы проекта, под темы, партнеров в разработке проекта, источников  и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов. Возможность выбора способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности.

         Принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение академических знаний и практических действий. Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира; проект имеет прагматическую направленность на результат.

Принцип трудной цели. Этот принцип важно учитывать, поскольку легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором.

Инновационности проекта заключается в построении целостной системы проектных форм учебной  работы, включающей в себя организации разного уровня и направленности образовательной деятельности.

3. Цели, задачи и основная идея предлагаемого проекта.

Современные подходы в образовании позволяют определить перспективы в организации работы  с детьми с ОВЗ, совершенствовать созданную в школе модель на основе принципов научности, системности и доступности.

Исходя из этого, можем утверждать, что основная идея проекта является обеспечение в школе комплекса организационных и педагогических условий для повышения эффективности работы с детьми с ОВЗ на основе внедрения проектных форм учебной работы в урочное, внеурочное время и досуговой деятельности.

Специальные образовательные условия для получения образования учащихся с ОВЗ – условия обучения, воспитания, развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных технологий обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

Цель проекта

Разработка механизма ресурсного и нормативного сопровождения   процесса организации проектных форм учебной деятельности классов инклюзии начального и основного образования.

Задачи проекта

  • Разработать модель внедрения проектных форм учебной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в классах инклюзии;
  • Обеспечить методическое сопровождение педагогических работников по организации работы с проектной деятельностью в классах инклюзии;
  • Организовать взаимодействие урочной, внеурочной и досуговой деятельности через организацию проектной деятельности и сотрудничество школьного и дополнительного образования.

4. Срок и механизм реализации инновационного проекта.

Проект предполагается реализовать с июня 2018 по май 2020 года. Планируется три этапа его реализации: подготовительный, практический, аналитический.

I . Подготовительный этап:

Сроки: июнь 2018- декабрь 2018 г.

  • Изучение нормативно-правовой базы по данному направлению, изучение существующих практик в иных образовательных организациях.
  • Анализ нормативно-правовой базы учреждения, потребностей детей с ОВЗ, их родителей, ресурсов для удовлетворения потребностей; Разработка локальных актов регулирующих образовательный процесс в системе инклюзивного образования.
  • Подготовка кадрового обеспечения специалистов обладающих компетенциями в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ.
  • Адаптация программно-методического обеспечения по работе с детьми ОВЗ в урочной, внеурочной и досуговой деятельности, предполагающая включение проектных форм учебной деятельности в классах инклюзии.
  • Разработка модели деятельности коллектива учреждения в режиме муниципальной инновационной площадки.
  • Организация информационного сопровождения проекта, направленного на поиск новых социальных партнеров и развитие  связей уже имеющихся.
  • Разработка рабочего плана поэтапной реализации проекта.
  • Разработку критериев и показателей по достижению целей проекта.
  • Презентацию результатов работы педагогической общественности (проведение педагогического совета для оценивания результатов этапа проекта, корректировки результатов и дальнейшей реализации с учетом обсуждения).

II . Практический этап:

Сроки: январь  2019 г.- декабрь 2019 г.

  • Разработка модели сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования с целью внедрения проектных форм учебной деятельности в урочное, внеурочное время и досуговой деятельности обучающихся с ОВЗ.
  • Мотивация педагогических кадров на работу с детьми ОВЗ, выделение коррекционных часов из системы часов внеурочной деятельности на внедрение проектных форм учебной деятельности в образовательный процесс.
  • Выбор и применение педагогических коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми ОВЗ.
  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми ОВЗ, через организацию профессиональной переподготовки и корпоративного обучения.
  • Проведение анализа и корректировки деятельности в МИП.

III. В аналитический этап:

Сроки: январь   2020 г.- май  2020г.

  • Проведение оценки эффективности внедрения проектных форм учебной деятельности в систему инклюзивной работы с детьми с ОВЗ при развитии и психолого-педагогическом сопровождении школьников.
  • Анализ и планирование по совершенствованию внедрения проекта в школе.
  • Мониторинг развития детей с ОВЗ, результативность обучения и деятельности.
  • Перевод проекта в постоянную систему работы школы по организации системы инклюзивного образования.

Механизмы реализации проекта:

  1. Информационно-образовательные;
  2. Организационно-деятельностные;
  3. Мотивационно-потребностные;
  4. Рефлексивно-аналитические

5. Изменения в МСО, ожидаемые от реализации проекта.

МСО в настоящее время нуждается в систематизации работы по организации деятельности в классах инклюзии.

         Практическая значимость итогов реализации проекта будет заключаться в процессе:

  • обобщения  опыта работы по включению проектных форм учебной деятельности в классах инклюзии начального и основного общего образования в урочное, внеурочное время и досуговой деятельности,
  • проведения серии семинаров, лекций, практических занятий для педагогических работников в рамках сетевого взаимодействия школы и системы дополнительного образования,
  •  разработке и презентации методических рекомендаций по включению в образовательный процесс проектной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Программа реализации проекта: исходные теоретические положения; этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу; необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов.

Специальные образовательные условия для получения образования учащихся с ОВЗ – условия обучения, воспитания, развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

В связи со всей сложностью, противоречивостью и ограниченностью инклюзивного обучения детей с ОВЗ сопряжено со многими рисками:

  • так называемая «поверхностная» инклюзия -  реализация права на общее образование учащихся с ОВЗ реализуется в общеобразовательных учреждения формально, когда детей с ОВЗ  принимают в учреждения не подготавливая участников общеобразовательного процесса к инклюзии;
  • так называемая «волевая» инклюзия – это массовый переход к инклюзивному обучению по единому плану и принципу, без специфики образовательного учреждения;

Как стратегическое направление системы образования инклюзивное образование требует перестройки системы на всех уровнях. Ориентирами этого процесса задаются основными принципами: адаптивностью образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения, вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации, командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение, развитие толерантного взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью, оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации.

Основная школа Российской Федерации перешла на работу по новому Федеральному  государственному стандарту основного  общего образования. Стандарт второго поколения построен на основе системно-деятельностного подхода, где проектной деятельности отводится ведущее место.

Реализация данного проекта предполагает формирование и внедрение более структурированной и четкой системы организации образовательного процесса через разумное включение проектной деятельности для обучающихся с  ОВЗ в классах инклюзии наравне с другими детьми, а так же:

  • совершенствование условий для профессионального развития педагогов и сотрудников школы;
  • стойкое продвижение детей в развитии;
  • повышение результативности использования проектной деятельности;
  • увеличение доли педагогов, участвующих в инновационной деятельности, профессиональных конкурсах, повышение мотивационной готовности к сотрудничеству;
  • возникновение родительского сообщества, расширение социального пространства семьи.

Проект осуществляется в интересах обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов и направлен на совершенствование учебно-воспитательного процесса. К целевым группам проекта относят: дети с ОВЗ, педагоги и родители.

Дети с ограниченными возможностями здоровья -  это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети – инвалиды либо дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми – инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Группа школьников с ОВЗ в учреждениях однородна. В нее входят дети с задержкой психического развития. Дети обучаются как в общеобразовательных классах – общеклассовая инклюзия, так и с СКК 7 – общешкольная инклюзия. Диапазон различий в развитии этих детей при этом достаточно широк: от практически нормально развивающихся, испытывающие сравнительно легко устранимые трудности в обучении, до детей до детей с необратимыми прогрессирующими тяжелыми нарушениями центральной нервной системы; от детей, способных при специальной психолого-педагогической поддержке на равных обучаться вместе со сверстниками в общеобразовательных классах, до детей, нуждающихся в адаптированной индивидуальной программе образования. Существенную роль при этом играет раннее выявление и комплексная помощь детям, внедрение в практику школы научно обоснованных форм организации совместного обучения, таких как проектные, позволяющие реализовать свои образовательные потребности в специальных условиях. 

Педагоги: без сомнения, ключевая роль с создание образовательной среды, соответствующей образовательным потребностям детей с ОВЗ является педагог. Профессиональный стандарт педагога отражает подходы к его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствие со стратегией современного образования в России и изменениями, происходящими в нем, он существенно изменяет требования к психолого-педагогическим компетенциям, призванных помочь педагогу в решение новых стоящих перед ним профессиональных проблем.

В настоящее время при организации работы с детьми ОВЗ востребован тот педагог, который в своей деятельности будет применять педагогические технологии и обладать профессиональными навыками работы в системе инклюзивного образования. Поэтому, основными требованиями к подготовке педагогов для работы с детьми ОВЗ является изменение педагогического сознания. Важным является изменение стереотипов восприятия ученика с ОВЗ, образовательного процесса в системе инклюзии. 

Технология проектного обучения применима к изучению любой школьной дисциплины. Однако проектный подход сложнее для учителя, но он живее, интереснее, чем инструкционный для ученика. Совсем нелегко научить школьников выдвигать гипотезы и предложения. Очень трудно воспитывать в них готовность к тому, что для получения ответа необходимо заглянуть в справочник, что – то обследовать, проанализировать. Опыт работы показывает, что один из наиболее распространенных стереотипов традиционного учительского сознания заключается в том, что ученик с ОВЗ заблаговременно записывается в разряд «неуспевающих». Основная цель инклюзивного образования в школе создать условия для индивидуальной траектории развития как детей с нормой развития, так и детей с ОВЗ, имеющих специальные образовательные потребности.

Родители детей с ОВЗ в той же мере отличаются от обычных. Как правило, это родители разного уровня образования и социального статуса. Особенность детей диктует, как правило, достаточно тесную связь с детьми, которая формируется еще в условиях детского сада и сохраняется достаточно надолго. Одним из заказов школе таких родителей это квалифицированная психолого-педагогическое, а иногда дефектологическое сопровождение детей на весь период обучения в школе. Тесная связь родителей со школой, заинтересованность в личностном росте детей позволяют организовать совместную деятельность семьи и педагогов школы в системе инклюзии.

Что же такое проект?

Проект – это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представлений в рамках устной или письменной презентации».

Сама проектная деятельность не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи. Научное обоснование теории проектирования даны и в работах С.Т.Шацкого,  В.В.Гузеева,  Н.Ю.Пахомовой, Е.С.Полат.   Все они отмечают, что три «кита», на которых держится данная технология, это:

  • самостоятельность,
  • деятельность,
  • результативность.

Проектные формы  организации деятельности обучения – это те формы построения образовательного процесса в которых основная роль в освоении и познания действительности отводится ученику.

Основные умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности:

  • проблематизация — умение формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации или явления;
  • целеполагание — умение формулировать цель деятельности;
  • планирование — умение формулировать задачи, планировать этапы, предполагаемые результаты, сроки, исполнителей и т.д.;
  • анализ результатов и рефлексия — умение анализировать результат выполнения проекта по соответствию цели, умение оценивать результаты решения задачи и т.д.
  • презентация и защита — умение представлять результаты выполненного проекта.

В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, так Е.С.Полат выделяет 6 этапов,  Пахомова Н.Ю.-4 этапа

Основные этапы работы над программным проектом:

  • формулирование темы проекта;
  • разработка проектного задания;
  • планирование работы;
  • подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы, определение форм выражения итогов проектной деятельности;
  • собственно разработка проекта;
  • анализ полученных результатов;
  • оформление результатов исследования;
  • презентация и защита проекта.

Работа над проектом проходит при гибкой поддержке учителя. При использовании проектной технологии каждый ученик:

  1. учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
  2. приобретает коммуникативные навыки и умения;
  3. овладевает практическими умениями исследовательской работы;
  4. собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Как показала практика, выработать единый алгоритм выполнения проектной деятельности, практически невозможно. Этому имеется ряд причин.

Во-первых, возраст участников проекта: младшим школьникам  в отличие от учащихся 5-9 классов достаточно проблематично провести грамотную аналитическую обработку материала с определением вывода.

Во-вторых, смысловая нагрузка проводимой работы и желаемого результата: получение чего-то нового или доказательство существующего.

В-третьих, количество задействованных учеников в работе над проектом: индивидуальные, групповые, коллективные требуют собственного плана работы.

В-четвертых, имеющиеся возможности для выполнения проекта.

 

Этапы проекта

Содержание и методы деятельности

Прогнозируемые результаты

Средства контроля

(показатели оценки эффективности)

Индикаторы обеспечения достоверности результатов

Подготовительный этап

Организационное и функциональное  обеспечение проекта

1.Определение алгоритма действия по организации работы МИП

2.Формирование кадрового состава, обладающего компетенциями реализации МИП

3. Уточнение программы взаимодействия организаций дополнительного образования и школы.

3. Формирование программно-методического и информационно-организационного пакетов материалов по включению проектных форм в образовательный процесс.

1. Составлен план работы МИП;

2. Определена творческая группа, ответственная за направления МИП;

3. Скоординирована работа кадрового состава педагогов;

4. Составлен совместный план работы с организацией дополнительного образования;

5. Создана информационная и учебно – методическая база для реализации проектной деятельности;

1. Наличие плана работы;

2. Прописаны обязанности по направлениям работы каждого участника творческой группы;

3. Доля педагогов, обладающих квалификацией  и компетентностями, необходимыми в области обучения детей с  ОВЗ;

4. Степень заинтересованности организаций в работе по включению проектных форм обучения;

5. Наличие и степень использования учебно-методической и информационной базы.

1. Степень реализации направленности МИП;

2. Количество педагогов выразивших желание принять участие в реализации МИП;

3. Количество педагогов дополнительного образования участвующих в совместной деятельности в МИП;

4. Количество методических разработок, дидактических материалов для обеспечения работы с детьми с ОВЗ.

Практический этап

Реализация направлений деятельности МИП

1. Разработка и реализация модели сетевого взаимодействия школы и организации дополнительного образования;

2.  Внедрение проектных форм учебной деятельности в классах инклюзии начального и основного образования в основной и досуговой деятельности;

3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми ОВЗ, через организацию профессиональной переподготовки и корпоративного обучения.

 

1. Разработана модель сетевого взаимодействия с организациями дополнительного образования;

2. Подобран диагностический инструментарий для определения степени вовлеченности обучающихся с ОВЗ в проектную деятельность;

3.  Обеспечен рост количества учебных проектов в урочное, внеурочное время и досуговой деятельности;

4. Проведена серия семинаров и круглых столов для педагогических работников образовательных учреждений (школы и дополнительного образования).

5. Обеспечен рост количества обучающихся вовлеченных в проектную деятельность во внеурочное время и досуговой деятельности;

 

1. Наличие модели сетевого взаимодействия;

2.  Наличие диагностического инструментария для  определения степени вовлеченности обучающихся с ОВЗ в проектную деятельность;

3. Количество  учебных проектов проведенных в урочное, внеурочное время и досуговой деятельности;

4. Степень заинтересованности педагогических кадров школы и учреждения дополнительного образования во включении проектных форм учебной деятельности в образовательный процесс.

5. Степень вовлеченности учащихся классов инклюзии в проектную деятельность.

1. Полнота реализации модели сетевого взаимодействия;

2. Количество методических разработок для определения вовлеченности обучающихся в проектную деятельность;

3. Доля обучающихся с ОВЗ включенных в проектную деятельность;

4. Доля педагогов привлеченных и реализующих проектные формы в основное и досуговое время;

5. Количество проведенных семинаров, круглых столов, консультаций с педагогическими кадрами по включению в проектные формы деятельности;

 

 

Аналитический  этап

Анализ деятельности, корректировка, составление продуктов реализации МИП

1. Оценка эффективности внедрения проектных форм учебной деятельности в систему инклюзивной работы с детьми с ОВЗ;

2. Мониторинг развития детей с ОВЗ, результативность обучения и деятельности;

3. Перевод проекта в постоянную систему работы школы по организации системы инклюзивного образования;

4. Анализ и планирование по совершенствованию внедрения проектной деятельности в классах инклюзии.

 

1. Проведена диагностика образовательных результатов обучающихся классов инклюзии;

2. Сборник материалов «Система методического сопровождения организации проектных форм учебной деятельности в классах инклюзии»;

3. Пакет методических материалов, включающий критерии оценки проектной деятельности для детей с ОВЗ в классах инклюзии, технологические карты уроков, занятий внеурочной деятельности и досуговых мероприятий с использованием проектных форм организации учебной деятельности обучающихся классов инклюзии, дидактические материалы.

4. Пакет нормативных документов и локальных актов, регулирующих деятельность по организации проектных форм в классах инклюзии начального и основного образования, положения, программы деятельности и т.д.

 

1. Наличие  анализа  образовательных результатов обучающихся классов инклюзии;

2. Экспертиза продуктов, полученных при реализации проектов;

3. Рецензия на сборник методических материалов по результатам проекта;

 

1. Наличие отчетов на сайте организации;

2. Количество рецензий на методические результаты проекта;

3. Положительные отзывы со стороны родителей.

 

 

7. Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам и перечня результатов.

№ п/п

Этап

Мероприятие

Сроки

Результаты

1.

Подготовительный

Издание приказа о присвоении статуса

Июнь 2018

Приказ департамента образования мэрии города Ярославля

Педагогический совет средней школы № 32 на тему: «Проектные формы учебной деятельности в классах инклюзии»

Сентябрь 2018

Материалы на сайте средней школы № 32,

Разработка рабочих программ  внеурочной и досуговой деятельности обучающихся классов инклюзии.

Составление плана работы МИП

Сентябрь 2018

План реализации проекта МИП

Составление  совместных планов работы с организацией дополнительного образования Дома культуры «Красный Перекоп»

Октябрь 2018

План деятельности в досуговое время

Определение творческой группы, ответственной за направления МИП

Октябрь 2018

Приказ по организации

Семинар для педагогических кадров по организации проектных форм деятельности в урочное, внеурочное время  и досуговой деятельности.

Октябрь 2018

Материалы на сайте средней школы № 32

Работа творческих групп по разработке алгоритмов действий в проектной деятельности обучающихся с основными источниками информации и тематики учебных проектов.

Ноябрь 2018

Пакет дидактических материалов

Педагогический совет «Этапы включения проектных форм в урочное и внеурочное время»

Декабрь 2018

Материалы на сайте средней школы № 32

Создана информационная и учебно – методическая база для реализации проектной деятельности;

Декабрь 2018

Учебно-методические и дидактические материалы.

2.

Практический

 

Семинар для педагогических работников»  «Модель сетевого взаимодействия школы и организации дополнительного образования»

Январь 2019

Модель взаимодействия.

Круглый стол  для обучающихся основной ступени (5-9 классы) «Первые шаги в науку»

Февраль 2019

Материалы на сайте средней школы № 32

Круглый стол для обучающихся начальной ступени (1-4 классы) «Мои первые исследования»

Март 2019

Материалы на сайте средней школы № 32

Проведение методического совета по включению проектных форм в учебные предметы.

Март 2019

Протокол методического совета школы.

Цикл занятий для обучающихся  начальных классов «Дорога добра» – эколого-краеведческой направленности.

Март-май 2019

Программа реализации.

Цикл занятий для обучающихся  начальных классов «Экологический театр» – эколого-краеведческой направленности.

Январь -май 2019

Программа реализации.

Проведение учебных занятий по предметам учебного плана с применением алгоритмов проектной деятельности в 1-9 классах инклюзии.

Январь – май 2019

Учебно-методические, дидактические материалы, технологические карты уроков.

Проведение внеклассных мероприятий в проектной форме для обучающихся школы:

-9 мая

-День космонавтики

-День науки

 

 

 

Май 2019

Апрель 2019

Март 2019

Сценарии мероприятий,

Материалы мероприятий.

 Проведение семинаров, тренингов и мастер-классов по обобщению опыта организации проектной деятельности в классах инклюзии.

Март 2019

Материалы на сайте средней школы № 32

Проведение родительской конференции «Проектируем вместе»

Февраль 2019

Материалы на сайте средней школы № 32

Корректировка учебного плана школы с учетом внедрения проектов как формы промежуточной аттестации

Май 2019

Учебный план на 2019-2020 учебный год

Корректировка учебно методических материалов с учетом включения проектных форм учебной деятельности

Июнь -сентябрь  2019

Рабочие программы учебных предметов и внеурочной деятельности, дидактических материалов

Проведение методического совета по включению проектных форм в учебные предметы «Первые результаты: перспективы и трудности»

Сентябрь 2019

Протокол методического совета школы.

Деловая игра для обучающихся «Проектория»

Сентябрь 2019

Технологическая карта мероприятия

Семейный проект «Путешествие в город мастеров»

Октябрь 2019

Материалы на сайте средней школы № 32

Педагогический совет «Организация проектной деятельность с обучающимися классов инклюзии: проблемы, перспективы и трудности»

Октябрь 2019

Протокол педагогического совета

Уроки добра и творчества, единые классные часы в проектной форме

Ноябрь 2019

Материалы на сайте средней школы № 32

Семинары  для педагогических работников в проектных формах по обобщению опыта проектной деятельности в классах инклюзии

Ноябрь 2019

Материалы на сайте средней школы № 32

Обобщение материалов проектной деятельности классов инклюзии

Декабрь 2019

Рабочие материалы сборника

3.

Аналитический

Проведение заседаний методического и педагогического советов «Результаты организации проектной деятельности в классах инклюзии»

Январь 2020

Протоколы методического и педагогического советов.

Проведение методических объединений

Февраль 2020

Протоколы ШМО

Проведение экспертизы наработанных материалов

Март 2020

Материалы на сайте средней школы № 32

Проведение круглого стола организациями

Март 2020

Публикации материалов на сайте средней школы № 32

Анализ и обобщение проектной деятельности в виде сборника материалов

Апрель 2020

Рецензия сборников материалов

Выступления педагогов на конкурсах и конференциях с результатами работы

Апрель 2020

Выступления материалов

 

 

 

8. Описание ресурсного обеспечения проекта (кадровое, нормативно-правовое, материально-техническое обеспечение проекта).

Кадровое обеспечение

Должность

Количество, чел

Руководитель проекта

Директор школы-

1

Административный персонал

Заместитель директора по УВР

1

Педагогический персонал

Педагог-организатор

1

Социальный педагог

1

Рабочая группа по реализации проекта

8

Педагоги дополнительного образования

3

Нормативно-правовое обеспечение

Положения об инклюзивном образовании закреплены в следующих документах:

  • Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни»;
  •  Федеральный закон Российской Федерации от 3.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», который принял на себя обязательства, изложенные в Конвенции, и включил все вышеназванное положение во все нормативно-правовые  акты, регулирующие правоотношения в сфере образования;
  • Конституция Российской Федерации, в статье 43 которой провозглашается право каждого на образование и принцип равноправия.
  • Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года;
  • Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья», в соответствие с которым употребляемые в нормативно-правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. Данный закон регулирует вопросы образования лиц с ОВЗ и содержит ряд статей (например: 42, 55, 59, 79) закрепляющих право детей с ОВЗ на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
  • В Письме Министерства образования и науки РФ № АФ-150/06 от 18.04.2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
  • Локальные нормативно правовые акты учреждения.

 Материально-техническое обеспечение

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 32 имени В.В. Терешковой»  расположено по адресу  город Ярославль улица Лесная 1Б. Здание школы представлено 4 этажами. Учебные кабинеты оснащены достаточным оборудованием и необходимыми материалами для проведения занятий. 6 учебных кабинетов оснащены выходом в Интернет.

 

9. Описание ожидаемых инновационных продуктов: полнота описания продуктов.

В ходе реализации проекта планируется создать

1. Сборник материалов «Система методического сопровождения организации проектных форм учебной деятельности в классах инклюзии.

2. Пакет методических материалов, включающий критерии оценки проектной деятельности для детей с ОВЗ в классах инклюзии, технологические карты уроков, занятий внеурочной деятельности и досуговых мероприятий с использованием проектных форм организации учебной деятельности обучающихся классов инклюзии, дидактические материалы.

3. Пакет нормативных документов и локальных актов, регулирующих деятельность по организации проектных форм в классах инклюзии начального и основного образования, положения, программы деятельности и т.д.

4. Модель сетевого взаимодействия  школы и организации дополнительного образования по интеграции проектной деятельности в образовательной и досуговой деятельности.

10. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в МСО.

Муниципальная система образования в настоящее время нуждается в систематизации работы по организации деятельности в классах инклюзии. Так как,  проектная деятельность в образовательных организациях  проводится в каждой школе и обучающиеся с ОВЗ должны иметь равные возможности для вовлечения в этот вид деятельности, то сборник  методических материалов «Система методического сопровождения организации проектных форм учебной деятельности в классах инклюзии», поможет реализовать процесс введения этой формы в классах инклюзии.

         Проведение серии семинаров для педагогических работников по включению проектных форм учебной деятельности в образовательный процесс классов инклюзии.

Разработка и презентация методических и дидактических материалов по организации проектных форм в урочное, внеурочное время и досуговой деятельности.